Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе информирует о проведении «горячей линии» и консультаций для потребителей Кировского района Ленинградской области по услугам такси и каршеринга по телефону «горячей линии» 8-813-62-24-409 с 09.00 до 12.00 и с 12.45 до 18.00 в период с 13 ноября по 24 ноября.
ПАМЯТКА
для потребителей услуг такси и каршеринга
Права и обязанности участников правоотношений, возникших при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси регулируются ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению заказа. Заказ принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения исполнителя или его представителя. Номер принятого к исполнению заказа сообщается потребителю. По прибытии легкового такси к месту его подачи исполнитель сообщает потребителю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.
При выполнении услуги пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.
На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование организации — перевозчика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути или времени пользования);
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, Законодательством определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
Каршеринг – вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности).
Такая модель проката автомобилей удобна для периодического пользования автотранспортным средством. Каршеринг является одним из глобальных трендов развития экономики совместного пользования, когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление.
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Организация, предоставляющая услуги каршеринга (далее арендодатель, исполнитель) обязана: владеть предоставляемыми в аренду транспортными средствами на установленных законом основаниях (право собственности, лизинг, другие) с правом их передачи в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса РФ); зарегистрировать Транспортные средства, предоставляемые исполнителем в аренду, в установленном законом порядке; иметь подтверждение соответствия технического состояния требованиям нормативных документов; заключить договоры ОСАГО в отношении передаваемых исполнителем в аренду транспортных средств.
Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами. В целях соблюдения Правил дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения арендодатель должен передать потребителю обязательные документы и принадлежности на автомобиль: регистрационные документы (паспорт транспортного средства или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства); полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации; знак аварийной остановки; медицинскую аптечку; огнетушитель.
При передаче транспортного средства в аренду потребителю может быть составлен акт приема-передачи автомобиля, в котором должны быть указаны имеющиеся повреждения и недостатки транспортного средства, в том числе неявные, на момент заключения договора.
Арендодателем может быть установлена почасовая, посуточная оплата или оплата в зависимости от километража пробега машины за время аренды. Оплата должна быть установлена в твердой сумме, вносимой периодически (например, по истечению каждых суток пользования машиной) или единовременно. В подтверждение оплаты потребителю должен быть выдан кассовый чек или иной бланк строгой отчетности. Однако на практике, средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.
Потребителю на заметку! Особенности оказания услуг такси и каршеринга
Отношение между пассажиром (потребителем) и перевозчиком регламентируются правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее Правил) и иными законодательными актами РФ.
Согласно Правил “легковое такси” – транспортное средство категории “M1”, предназначенное для перевозки пассажиров и, имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения. Перевозки осуществляются в соответствии с публичным договором фрахтования, заключаемого фрахтователем (потребителем) непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком (исполнителем) заказа с использованием любых средств связи.
В последнее время потребитель все чаще сталкивается с ситуацией, когда услугу «легкового такси» он заказывает в сети интернет через агрегатора, размещающего предложение об услуге на своей интернет-платформе. Агрегатор предоставляет доступ к заказу услуг перевозчикам и осуществляет, по сути, информационно-посреднические услуги между перевозчиком и потребителем.
В большинстве случаев получить информацию о том, кто конкретно осуществляет перевозку пассажира и багажа не представляется возможным, в лучшем случае нам сообщат данные о водителе или его телефон. Поэтому в случае неподачи машины в срок, ненадлежащее исполнение услуги, несоответствие услуги требованиям безопасности перевозки встает вопрос – кому заявлять претензионные требования.
Согласно Федеральному закону от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” перевозкой пассажиров и багажа легковым такси разрешено заниматься только индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Для осуществления этой деятельности заинтересованное лицо должно получить специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными органами власти субъектов РФ.
К сведению потребителей.
- Автомобиль, используемый в качестве легкового такси должен: быть не ниже второго экологического класса; технически исправен; иметь белую или желтую цветовые гаммы; иметь технические характеристики, позволяющие производить посадку и высадку пассажиров со стороны тротуара или обочины.
- Для обеспечения сигнальности и опознаваемости в общем транспортном потоке иметь следующие отличительные знаки таксомоторов:
– на боковых поверхностях кузова – символику таксомоторных перевозок – композицию из контрастных квадратов, расположенных в шахматном порядке по всей ширине боковых дверей;
– на крыше автомобиля – опознавательный фонарь оранжевого цвета, который включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.
- В целях индивидуализации таксомоторов допускается нанесение на боковую поверхность кузова автомобиля информации о перевозчике (эмблемы, логотипы, номера телефонов перевозчика, номер экипажа).
- Салон автомобиля должен соответствовать требованиям безопасности и комфортности пассажиров. Внутри салона должны находиться:
– правила пользования легковым такси;
– визитная карточка с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества водителя, табличка с указанием времени начала и окончания работы таксомотора, наименованием перевозчика, осуществляющего пассажирские перевозки легковыми такси, с указанием номеров его телефонов и почтового адреса и телефона уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси;
– табличка с установленным тарифом;
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
В случае ненадлежащее оказанной услуги легкового такси претензионные требования следует заявлять перевозчику, информация о котором должна быть у водителя. В случае отсутствия такой информации у водителя – затребовать ее у службы заказа такси, тк она осуществляет свою деятельность на основании договора об оказании информационно-диспетчерских услуг с перевозчиком, имеющим разрешение.
ЗНАТЬ! Если услугу такси вам некачественно оказывал нелегальный перевозчик, не имеющий разрешительных документов, для установления его личности вам необходимо будет обратиться в ГБДД и, получив данные – обращаться в суд.
КАРШЕРИНГ!
Темп жизни ускоряется, современные проблемы требуют скорейшего разрешения, вот и на рынке транспортных услуг появился такой вид аренды автомобиля как «Каршеринг» («car» – машина, «sharing» – совместное пользование).
Услуги каршеринга заключается в предоставлении легковых автомобилей в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности.
Каршеринг — это вариант аренды автомобиля у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для внутригородских и/или коротких поездок или аренды автомобиля у частных лиц на любой срок и расстояние поездки — по договоренности.
Основные плюсы:
– краткосрочна аренда с поминутной, почасовой, посуточной тарификацией;
– быстрое оформление документов на сайте или через приложение на смартфоне;
– нет трат на обслуживание автомобиля, так же на оформление страховки, его техническое обслуживание и т.д.;
– возможность ездить на автомобиле не имея своего транспортного средства.
Основные минусы:
– высокие штрафы за ненадлежащее исполнение условий договора (зачастую за курение в авто, за нарушение правил дорожного движения и небрежное отношение к автомобилю;
– ответственность за состояние автомобиля несет последний пользователь, поэтому невнимательность или ненадлежащий осмотр машины перед началом движения (пользованием услугой) может в последующем привести к тратам;
– определенные места стоянки;
– возрастные ограничения;
– личная ответственность за автомобиль и высокие штрафы в случае ДТП.
ВАЖНО! При заключении договора в процессе регистрации необходимо внимательно изучить условия договора, особенно изучить раздел «ответственность сторон», изучить возможные ситуации, события, за которые предусмотрены штрафные санкции.
ВНИМАНИЕ! Перед посадкой в автомобиль и началом его эксплуатации необходимо внимательно осмотреть автомобиль на предмет наличия царапин на кузове, грязи в салоне и т. д. Так же следует внимательно осмотреть содержимое бардачка и багажника. В случае обнаружения повреждений автомобиля, либо чужих вещей в салоне, необходимо тут же уведомить об этом арендодателя.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ! В случае дозаправки автомобиля Вашими силами, необходимо в последующем предоставить арендодателю (исполнителю услуг) чеки, подтверждающие Ваши расходы. Вы имеете право на компенсацию данных расходов.
ВАЖНО! Если в случае спорных ситуаций Вам выставлена сумма для оплаты, превышающая суммы, установленные текстом договора, Вы вправе письменно обратиться к исполнителю услуги и требовать разъяснения и соответствующего перерасчета.