Организация работы с письменными обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.33), Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», частично – Федеральным законом от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов».
Федеральный закон № 59-ФЗ предусматривает права гражданина при рассмотрении обращения и гарантии его безопасности (статьи 5, 6).
Краткий обзор
Организация работы с письменными обращениями
Виды обращений граждан, согласно Федеральному закону от № 59-ФЗ (статья 4), представлены на рис.1
Рис 1 . Виды обращений граждан
Основные требования к письменным обращениям граждан содержатся в статье 7 данного Закона.
Как следует из положений указанной статьи, обращение гражданина обязательно должно содержать:
наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо просто -должность соответствующего лица;
фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес самого гражданина. Если этих данных гражданина не будет, то ответ на обращение не дается (в соответствии с частью 1 статьи 11 рассматриваемого Закона).
Рассмотрим сроки регистрации и рассмотрения письменных обращений (все сроки установлены едино во всех упоминаемых ранее нормативных актах). Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган или должностному лицу. Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых либо не входит в компетенцию органа или должностного лица, либо относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц (в этом случае направляются копии обращений) направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Также в течение семи дней со дня регистрации гражданину возвращается обращение, в котором обжалуется судебное решение, либо – если текст письменного обращения не поддается прочтению.
Рассмотрение письменного обращения происходит в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина, направившего обращение.