Журнал
ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
№ 10 2017.
ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Что изменилось в порядке проведения государственного пожарного надзора.
М.М. ЕВДОКИМОВА,
инспектор отделения профилактики пожарпов ПСЧ-1 |
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ.
- С 1 октября 2017 года органы государственного пожарного надзора обязаны при проведении плановой проверки использовать проверочные листы. Инспектор не вправе оценивать соблюдение требований, которые не включены в перечень вопросов листа.
- Руководители муниципальных образований, муниципальные служащие смогут участвовать в публичных обсуждениях результатов деятельности надзорных органов.
- У представителей органов местного самоуправления появилась возможность ознакомиться с единым перечнем обязательных требований, высказать мнение об их эффективности.
Что изменилось в порядке проведения контроля (надзора)
В 2016 году в России началась реформа контрольно-надзорной деятельности. Утверждены «дорожная карта» по ее совершенствованию (распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р), паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. № 12), внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
В 2017 году утвержден паспорт приоритетного проекта «Совершенствование функций государственного надзора МЧС России», внесены изменения в нормативные правовые акты в части:
- проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, в том числе по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- сроков использования проверочных листов при проведении плановой проверки;
- участия надзорных органов МЧС России в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики;
- возможности официально высказать мнение о неэффективности требований пожарной безопасности, требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- возможности ознакомиться с перечнем актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора.
Рекомендация
Статью о новациях в муниципальном контроле читайте в журнале «Практика муниципального управления» № 5, 2017, с. 31
Плановые осмотры и обследования территорий
Плановые (рейдовые) осмотры и обследования проводятся в отношении всех территорий, за исключением лесных участков, на предмет выявления нарушений следующих требований пожарной безопасности и требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: – по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером;
- строительству на территории, прилегающей к лесу, различных сооружений и подсобных строений, складированию горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов;
- соблюдению порядка выжигания сухой травянистой растительности;
- соблюдению порядка использования открытого огня и разведения костров на территориях;
- созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, поддержанию исправности источников наружного противопожарного водоснабжения;
- организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации;
- своевременному оповещению населения и направлению в зону ЧС сил и средств для ее ликвидации.
- Должностные лица органов местного самоуправления к проведению плановых (рейдовых) осмотров органами госконтроля не привлекаются. Срок проведения рейдового осмотра территории не может превышать 10 рабочих дней.
Документ.
Порядок обследования территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера МЧС России определило приказом от 24 марта 2017 г. № 132
В ходе рейдовых осмотров территорий контрольно-надзорные органы проводят следующие мероприятия:
- внешний визуальный осмотр зданий и сооружений, технологических установок, оборудования, агрегатов;
- визуальный осмотр (обследование) территорий;
- фиксацию результатов осмотра (обследования), в том числе с применением технических средств;
- анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение сведений, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем.
Документ
Порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым определен статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
В случае выявления нарушений обязательных требований при проведении плановых мероприятий орган государственного пожарного надзора может принять меры для назначения внеплановой проверки.
Основанием для проведения осмотра служит решение:
- органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на определенной территории;
- органа государственной власти или руководителя организации о введении режима чрезвычайной ситуации;
- органа государственной власти или местного самоуправления об установлении периода, во время которого появляется повышенная угроза возникновения техногенных, природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Задание на плановый (рейдовый) осмотр или обследование
утверждает начальник органа государственного пожарного надзора. По результатам их проведения составляется акт.
Проверочные листы (чек-листы)
Органы государственного пожарного надзора обязаны использовать при проведении плановой проверки проверочные листы в отношении всех используемых объектов защиты – зданий, помещений, сооружений и т.п. (постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. № 774). Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 года в отношении проверок многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и общественного питания, а с 1 июля 2018 года -в отношении проверок всех остальных объектов.
Документ
Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов Правительство РФ утвердило постановлением от 13 февраля 2017 г. № 177.
Проверочные листы включают перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязательных требований, составляющих предмет проверки. Такие перечни должны содержать вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо для недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, угрозы ЧС природного и техногенного характера. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
Документ
МЧС определило порядок организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России приказом от 14 июня 2017 г. № 254
Публичные обсуждения результатов практики надзорных органов МЧС России
Должностные лица органов местного самоуправления теперь могут принять участие в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики надзорных органов МЧС России. Публичные обсуждения – форма профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований. Цель их проведения – включить подконтрольные субъекты в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами, вовлечь в обсуждение вопросов осуществления надзорной деятельности. Публичные обсуждения проводят центральный аппарат МЧС России, главные управления МЧС России по субъектам РФ одновременно для всех видов контрольно-надзорной деятельности, подведомственных МЧС России. Периодичность их проведения – один раз в квартал. Анонсы размещаются на сайтах региональных органов МЧС России за две недели до публичного обсуждения. Доступ на такие мероприятия открыт для всех. В ходе публичных обсуждений можно задать любой интересующий вопрос об осуществлении надзора органами МЧС России. По результатам публичных обсуждений на сайтах региональных органов МЧС России размещаются доклады по правоприменительной практике. В отдельном разделе докладов отражаются ответы на все вопросы, заданные в процессе публичных обсуждений.
Полезно знать
В ходе публичных обсуждений вы можете задать вопрос как своему инспектору МЧС, так и его руководителю
Официальное мнение о неэффективности требований
У должностных лиц органов местного самоуправления появилась возможность официально высказать мнение о неэффективности требований пожарной безопасности и требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Должностное лицо может заполнить анкету по установленной форме о каком-либо требовании (например, пожарной безопасности), которое, по его мнению, является устаревшим и неэффективным, и направить эту анкету в орган МЧС России. Его заявка будет в обязательном порядке рассмотрена соответствующей экспертной комиссией МЧС России. О результатах рассмотрения будет сообщено заявителю.
Документ
МЧС установило порядок оценки эффективности и пересмотра обязательных требований распоряжением от 2 мая 2017 г. № 195
Перечень актов, содержащих обязательные требования
Зачастую представителям органов местного самоуправления необходимо ознакомиться с нормативными документами по предстоящим проверкам, чтобы понять, что конкретно будет проверяться, какими законодательными актами определены требования. Для этих целей МЧС России приказом от 14 апреля 2017 г. № 171 утвердило перечень актов, содержащих обязательные требования для трех видов надзора в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны. Соблюдение этих требований оценивается при проведении федерального государственного надзора в этих областях.
Перечень актов размещен на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru). Муниципалитетам рекомендуется ознакомиться с ним, чтобы понять предмет проверки и требования, которые нужно исполнить в различных надзорных отраслях.
Внимание
Узнать актуальную информацию о реформе контрольно-надзорной деятельности, задать свой вопрос можно на сайтах контроль-надзор.рф и mchs.gov.ru