Журнал ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 10 2017г. ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. Что изменилось в порядке проведения государственного пожарного надзора.

Cкачать: ms-word

Журнал

ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

№ 10    2017.

ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.

 

 Что изменилось в порядке проведения государственного пожарного надзора.

 

 

М.М. ЕВДОКИМОВА,

инспектор отделения профилактики пожарпов ПСЧ-1

 

 

 

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ.

 

  1. С 1 октября 2017 года органы государственного пожарного надзора обязаны при проведении плановой проверки использовать проверочные листы. Инспектор не вправе оценивать соблюдение требований, которые не включены в перечень вопросов листа.

 

  1. Руководители муниципальных образований, муниципальные служащие смогут участвовать в публичных обсуждениях результатов деятельности надзорных органов.

 

  1. У представителей органов местного самоуправления появилась возможность ознакомиться с единым перечнем обязательных требований, высказать мнение об их эффективности.

 

 

Что изменилось в порядке проведения контроля (надзора)

 

В 2016 году в России началась реформа контрольно-надзорной деятельности. Утверждены «дорожная карта» по ее совер­шенствованию (распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р), паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (протокол пре­зидиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. № 12), внесены изменения в Федеральный закон от 26 дека­бря 2008 г. № 294-ФЗ.

В 2017 году утвержден паспорт приоритетного проекта «Совершенствование функций государственного надзора МЧС России», внесены изменения в нормативные правовые акты в части:

  • проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследова­ний территорий, в том числе по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сроков использования проверочных листов при прове­дении плановой проверки;
  • участия надзорных органов МЧС России в публич­ных обсуждениях результатов правоприменительной практики;
  • возможности официально высказать мнение о неэффек­тивности требований пожарной безопасности, требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • возможности ознакомиться с перечнем актов, содержа­щих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государ­ственного надзора.

 

         Рекомендация

Статью о новациях в муни­ципальном контроле читайте в журнале «Практика муни­ципального управления» № 5, 2017, с. 31

 

Плановые осмотры и обследования территорий

 

Плановые (рейдовые) осмотры и обследования проводят­ся в отношении всех территорий, за исключением лесных участков, на предмет выявления нарушений следующих требований пожарной безопасности и требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: – по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером;

  • строительству на территории, прилегающей к лесу, раз­личных сооружений и подсобных строений, складирова­нию горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов;
  • соблюдению порядка выжигания сухой травянистой растительности;
  • соблюдению порядка использования открытого огня и разведения костров на территориях;
  • созданию в целях пожаротушения условий для забо­ра в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, поддержанию исправности источников наружного противопожарного водоснабжения;
  • организации и проведению аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • своевременному оповещению населения и направлению в зону ЧС сил и средств для ее ликвидации.
  • Должностные лица органов местного самоуправления к проведению плановых (рейдовых) осмотров органами госконтроля не привлекаются. Срок проведения рейдового осмотра территории не может превышать 10 рабочих дней.

 

       Документ.

Порядок обследования тер­риторий по вопросам обеспе­чения пожарной безопасно­сти, выполнения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природно­го и техногенного характера МЧС России определило при­казом от 24 марта 2017 г. № 132

В ходе рейдовых осмотров территорий контрольно-надзорные органы проводят следующие мероприятия:

  • внешний визуальный осмотр зданий и сооружений, тех­нологических установок, оборудования, агрегатов;
  • визуальный осмотр (обследование) территорий;
  • фиксацию результатов осмотра (обследования), в том числе с применением технических средств;
  • анализ информации о деятельности либо действиях юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение сведений, в том числе посредством использо­вания федеральных государственных информационных систем.

Документ

Порядок проведения мероприятий по контро­лю без взаимодействия с проверяемым определен статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

В случае выявления нарушений обязательных тре­бований при проведении плановых мероприятий орган государственного пожарного надзора может принять меры для назначения внеплановой проверки.

Основанием для проведения осмотра служит решение:

  • органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопо­жарного режима на определенной территории;
  • органа государственной власти или руководителя орга­низации о введении режима чрезвычайной ситуации;
  • органа государственной власти или местного само­управления об установлении периода, во время которого появляется повышенная угроза возникновения техно­генных, природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Задание на плановый (рейдовый) осмотр или обследование

утверждает начальник органа государственного пожарного надзора. По результатам их проведения составляется акт.

 

                            Проверочные листы (чек-листы)

 

Органы государственного пожарного надзора обязаны использовать при проведении плановой проверки прове­рочные листы в отношении всех используемых объектов защиты – зданий, помещений, сооружений и т.п. (постановле­ние Правительства РФ от 29 июня 2017 г. № 774). Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 года в отношении прове­рок многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и общественного питания, а с 1 июля 2018 года -в отношении проверок всех остальных объектов.


Документ

Общие требования к раз­работке и утверждению проверочных листов Пра­вительство РФ утвердило постановлением от 13 фев­раля 2017 г. № 177.

 

Проверочные листы включают перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязатель­ных требований, составляющих предмет проверки. Такие перечни должны содержать вопросы, затрагивающие обяза­тельные требования, соблюдение которых наиболее значимо для недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружа­ющей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности госу­дарства, угрозы ЧС природного и техногенного характера. Заполненный по результатам проведения проверки прове­рочный лист прикладывается к акту проверки.

Документ

МЧС определило порядок организации публичных обсуждений результатов пра­воприменительной практики органов надзорной деятель­ности МЧС России приказом от 14 июня 2017 г. № 254

 

Публичные обсуждения результатов практики надзорных органов МЧС России

 

Должностные лица органов местного самоуправления теперь могут принять участие в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики надзорных органов МЧС России. Публичные обсуждения – форма профилактических мероприятий, направленных на преду­преждение нарушений обязательных требований. Цель их проведения – включить подконтрольные субъекты в про­цесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами, вовлечь в обсуждение вопросов осуществления надзорной деятельности. Публичные обсуждения проводят централь­ный аппарат МЧС России, главные управления МЧС России по субъектам РФ одновременно для всех видов контрольно-надзорной деятельности, подведомственных МЧС России. Периодичность их проведения – один раз в квартал. Анонсы размещаются на сайтах региональных органов МЧС России за две недели до публичного обсуждения. Доступ на такие мероприятия открыт для всех. В ходе публичных обсуждений можно задать любой интересующий вопрос об осуществлении надзора органами МЧС России. По результатам публичных обсуждений на сайтах региональных органов МЧС России размещаются доклады по правоприменительной практике. В отдельном разделе докладов отражаются ответы на все вопросы, заданные в процессе публичных обсуждений.

Полезно знать

В ходе публичных обсужде­ний вы можете задать вопрос как своему инспектору МЧС, так и его руководителю

 

Официальное мнение о неэффективности требований

         У должностных лиц органов местного самоуправления появилась возможность официально высказать мнение о неэффективности требований пожарной безопасности и требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Должностное лицо может заполнить анкету по установ­ленной форме о каком-либо требовании (например, пожарной безопасности), которое, по его мнению, является устаревшим и неэффективным, и направить эту анкету в орган МЧС России. Его заявка будет в обязательном порядке рассмо­трена соответствующей экспертной комиссией МЧС России. О результатах рассмотрения будет сообщено заявителю.

Документ

МЧС установило порядок оценки эффективности и пересмотра обязательных требований распоряжением от 2 мая 2017 г. № 195

 

Перечень актов, содержащих обязательные требования

Зачастую представителям органов местного самоуправления необходимо ознакомиться с нормативными документами по предстоящим проверкам, чтобы понять, что конкретно будет проверяться, какими законодательными актами определены требования. Для этих целей МЧС России при­казом от 14 апреля 2017 г. № 171 утвердило перечень актов, содержащих обязательные требования для трех видов над­зора в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера, гражданской обороны. Соблюдение этих требований оценивается при проведении федерального государственного надзора в этих областях.

Перечень актов размещен на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru). Муниципалитетам рекомендуется ознакомиться с ним, чтобы понять предмет проверки и требования, которые нужно исполнить в различных надзорных отраслях.

Внимание

Узнать актуальную ин­формацию о реформе контрольно-надзорной деятельности, задать свой вопрос можно на сай­тах контроль-надзор.рф и mchs.gov.ru