Запрет на возврат подарочной карты нарушает
права потребителей
Верховный Суд Российской Федерации признал обоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что включение продавцом в Общие условия использования подарочных карт и Правила оборота подарочных карт пункта, устанавливающего, что приобретенные подарочные карты не подлежат возврату, ущемляет права потребителей .
В ходе проведения плановой выездной проверки магазина Роспотребнадзор обнаружил в Общих условиях использования подарочных карт и Правилах оборота подарочных карт данного магазина пункт, запрещающий их возврат, и оштрафовал магазин на 10 тыс. руб. по ч. 2 ст. 14.8 КоАП со ссылкой на то, что данное условие нарушает ст. 8, ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" и п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров.
Магазин попытался оспорить штраф в арбитражном суде.
Суд первой инстанции признал постановление надзорного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и отменил его. Он указал, что приобретение потребителем подарочного сертификата не является по своей правой природе сделкой купли-продажи товара, работы или услуги или предварительным договором. В данном случае подлежат применению положения ст. 429.3 Гражданского кодекса, так как, приобретая подарочный сертификат, покупатель заключает с магазином опционный договор. Следовательно, если управомоченная сторона не потребует от другой стороны совершения предусмотренных договором действий в установленный этим договором срок, то опционный договор прекращается, а деньги не возвращаются.
Однако апелляционный суд счел необоснованным вывод суда первой инстанции о законности включения продавцом в Общие условия использования подарочных карт и Правил оборота подарочных карт условия о том, что приобретенные карты не подлежат возврату.
Он отметил, что законодательство Российской Федерации не содержит специальных норм в отношении товаров, купленных со скидкой, на распродажах или по подарочному сертификату.
Указанные способы продажи товаров являются исключительно рекламно-маркетинговыми мероприятиями продавца и не изменяют гражданско-правовые отношения между продавцом и потребителем в части обмена, возврата купленного таким образом товара.
В связи с этим к рассматриваемым правоотношениям по продаже-приобретению подарочных карт следует применять по аналогии нормы, регулирующие отношения договора розничной купли-продажи, при которых приобретение потребителем подарочной карты подтверждает внесение потребителем аванса и право на покупку товара в будущем. Соответственно, в силу закона, аванс не может быть удержан продавцом.
Апелляционный суд указал также, что сам по себе факт оплаты сертификата и невозможность получить денежные средства обратно в отсутствии встречного предоставления может свидетельствовать о наличии на стороне продавца неосновательного обогащения.
Аналогичная позиция судов отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 13 октября 2015 г. № 57-КГ15-7 и определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 25 декабря 2014 г. № 305-КГ14-1498.