Приложение
к решению Президиума Совета
муниципальных образований
Ленинградской области
от _16__ 02. 2017 г. № _1_
ИНФОРМАЦИЯ
к вопросу «О состоянии и перспективах развития единой дежурно-диспетчерской службы в муниципальных образованиях Ленинградской области»
-
Нормативное правовое регулирование
Основой нормативной правовой базы создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы (далее-ЕДДС) муниципальных образований является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положения которого устанавливает нижеследующее.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В развитие Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», где установлено нижеследующее.
5. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
7. Координационными органами единой системы являются:
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
11. Органами повседневного управления единой системы являются:
на муниципальном уровне – создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления;
Органы повседневного управления единой системы создаются для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства
органов местного самоуправления
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления
22. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб “112” и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
30. Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
Правительством Ленинградской области, в рамках территориальной подсистемы Российской системы чрезвычайных ситуаций (далее-РСЧС), принято постановление Правительства Ленинградской области от 18.08.2004 № 160 «Об утверждении Положения о Ленинградской областной подсистеме РСЧС», которым установлено нижеследующие.
5. Звенья Ленинградской областной подсистемы РСЧС создаются в муниципальных образованиях Ленинградской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Организация, состав органов управления, сил и средств звеньев Ленинградской областной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления.
10. Постоянно действующими органами управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются:
на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и(или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
11. Органами повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются:
на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
12. Размещение органов управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
32. Финансовое обеспечение функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для определения перечня сил и средств принято постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 343 «О силах и средствах Ленинградской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливающее нижеследующее.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Ленинградской области осуществлять подготовку и поддержание в готовности сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством и областным законодательством, а также вести их учет.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городского округа утвердить в установленном порядке перечни сил и средств постоянной готовности районных звеньев Ленинградской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечить их учет, хранение и обновление.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” утверждены “Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, а также показатели качества коммунальных услуг и предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, которые должны быть предоставлены потребителям путем указания в договорах о предоставлении услуг, либо на досках объявлений в местах, доступных для всех потребителей услуг.
Допустимая продолжительность перерыва при авариях, плановых ремонтных работах установленна в централизованных сетях:
холодного водоснабжения СНиП 2.04.02-84*;
горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.04962-09.
Нарушение установленных сроков перерыва подачи потребителям коммунальных ресурсов, услуг влечет административную ответственность организаций и должностных лиц исполнителей, снижение размера платы за коммунальные ресурсы, услуги.
ЕДДС осуществляет мониторинг сроков устранения аварий, хода плановых ремонтных работ, наличие повторных заявок по одному адресу.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.09.2007г. №239 “О порядке сбора и обмена в Ленинградской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” утвердил порядок, котором установлено нижеследующие:
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет основные правила сбора и обмена в Ленинградской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – информация).
Информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации) и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях, а также сведения о деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, составе и структуре сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе сил постоянной готовности, о создании, наличии, использовании и восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в объемах выделенных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
2. Сбор и обмен информацией осуществляются Правительством Ленинградской области, органами местного самоуправления и организациями в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценки их последствий, информирования и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.
Организации осуществляют сбор и обмен информацией через дежурно-диспетчерские службы, а при их отсутствии – через подразделения или должностных лиц, уполномоченных решением руководителя организации.
Органы местного самоуправления осуществляют сбор и обмен информацией через единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а при их отсутствии – через подразделения или должностных лиц, уполномоченных решением руководителя органа местного самоуправления.
Правительство Ленинградской области осуществляет сбор и обмен информацией через дежурно-диспетчерскую службу Правительства Ленинградской области, (п. 2 в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
3. Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.
Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в дежурно-диспетчерскую службу Правительства Ленинградской области.
Муниципальный уровень
Единые дежурно-диспетчерские службы поселений, осуществляют: (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
сбор данных об угрозе возникновения или о возникновении муниципальных чрезвычайных ситуаций;
сбор данных об основных параметрах возникших муниципальных чрезвычайных ситуаций; оповещение населения соответствующего поселения об угрозе возникновения или о возникновении муниципальных чрезвычайных ситуаций; (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
организацию взаимодействия по вопросам представления информации об угрозе возникновения или о возникновении муниципальных чрезвычайных ситуаций;
координацию действий привлеченных сил и средств соответствующего звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС при выполнении задач по предупреждению и ликвидации муниципальных чрезвычайных ситуаций;
представление информации в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных районов (городского округа). (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных районов (городского округа), осуществляют: (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
сбор данных об угрозе возникновения или о возникновении муниципальных и межмуниципальных чрезвычайных ситуаций;
сбор данных об основных параметрах возникших муниципальных и межмуниципальных чрезвычайных ситуаций;
оповещение населения соответствующего муниципального района (городского округа) об угрозе возникновения или о возникновении муниципальных и межмуниципальных чрезвычайных ситуаций; (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
организацию взаимодействия по вопросам представления информации об угрозе возникновения или о возникновении муниципальных и межмуниципальных чрезвычайных ситуаций;
представление информации в дежурно-диспетчерскую службу Правительства Ленинградской области (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
Объектовый уровень
Дежурно-диспетчерские службы организаций осуществляют: (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
сбор данных об угрозе возникновения или о возникновении локальных чрезвычайных ситуаций;
сбор данных об основных параметрах возникших локальных чрезвычайных ситуаций;
оповещение рабочих и служащих организации, рабочих и служащих других организаций и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения об угрозе возникновения или с возникновении локальных чрезвычайных ситуаций; (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
координацию действий привлеченных сил и средств соответствующего звена Ленинградское областной подсистемы РСЧС при выполнении задач по предупреждению и ликвидации локальных чрезвычайных ситуаций;
представление информации в единые дежурно-диспетчерские службы поселений, на территории которых расположены организации. (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 311)
Дополнительно к полномочиям по РСЧС установлены полномочия по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ установлено нижеследующее.
Статья 52. Вызов экстренных оперативных служб
Оператор связи обязан предоставить операторам системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру информацию о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии, и иную необходимую для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому номеру информацию, порядок предоставления и объем которых, в том числе правила определения места нахождения пользовательского оборудования, определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112”» определено место ЕДДС в системе-112, а именно:
2. Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
7. Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований
13. Контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляется диспетчерским персоналом единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
23. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
а) разрабатывают методическую документацию по созданию и использованию системы-112;
б) организуют проведение работ по созданию системы-112;
в) организуют взаимодействие операторского персонала системы-112 с подведомственными дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований;
г) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;
д) организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой-112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения такого взаимодействия;
е) участвуют в опытной эксплуатации, государственных испытаниях и эксплуатации системы-112, в том числе устанавливают предельную численность гражданского персонала (работников), обеспечивающего функционирование системы-112;
ж) организуют профессиональное обучение персонала, обеспечивающего функционирование системы-112;
з) участвуют в планировании развития системы-112 и осуществляют ее развитие.
Кроме обозначенных законодательных и нормативных правовых актов, роль ЕДДС установлена ненормативным правовым актом – распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса “Безопасный город”», который реализуется в соответствии с нижеследующим базовым принципом.
Базовым уровнем построения и развития комплекса “Безопасный город” является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;
Таким образом, ЕДДС муниципальных образований задействованы по трем основным направлениям:
– РСЧС Ленинградской области;
– система-112 Ленинградской области;
– АПК «Безопасный город» Ленинградской области.
-
Состояние развития ЕДДС муниципальных образований
-
По направлению РСЧС
-
Данное направление развивается дольше иных. В каждом поселении и в ряде населенных пунктов созданы ЕДДС.
Комитетом по связи и информатизации Ленинградской области, как по анализу запрошенной информации, так и с выездами непосредственно в муниципальные образования, был проведен аудит ЕДДС Ленинградской области. Подробные сведения о результатах аудита доведены до муниципальных образований.
Основные проблемные вопросы, выявленные по результатам аудита, следующие:
а) в Ленинградской области представлено 3 варианта организации и построения ЕДДС:
-ЕДДС в составе администрации МО (7 МО),
-ЕДДС в составе специализированного муниципального учреждения, уполномоченного как ЕДДС (1 МО),
-ЕДДС в составе неспециализированного муниципального учреждения (10 МО).
Отсутствие единства организации ЕДДС, особенно ее создание в составе неспециализированного муниципального учреждения, т.е. по «остаточному» принципу, потенциально ведет к плохой управляемости и снижению уровня готовности областной РСЧС;
б) ЕДДС, являясь одним из звеньев системы ГО и ЧС, не обеспечили должного обмена информацией с коммунальными службами об авариях в подведомственном хозяйстве, сроках завершения работ по их устранению, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ленинградской области от 28.09.2007г. №239 “О порядке сбора и обмена в Ленинградской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
Отмечается, что обмен информацией обеспечен с операторами систем электро- и газоснабжения. В то время как с операторами систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения должных контактов не установлено;
в) в составе ЕДДС в ряде случаев отсутствуют сформированные силы и средства постоянной готовности районных звеньев Ленинградской РСЧС, что является нарушением требований постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 343. Вместе с тем, такие силы и средства должны быть, в том числе и для реагирования на происшествия и аварии на социально-значимых объектах;
г) сотрудники ЕДДС зачастую совмещают свою деятельность с обязанностями по обеспечению пропускного режима; зачастую основным видом фактической деятельности ЕДДС является подготовка ежедневным справок для руководства о состоянии пожарной, криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования;
д) денежное содержание работников ЕДДС варьируется от 12000 до 34000 руб. в месяц, что не способствует престижу службы.
Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Ленинградской области 17.11.2016 (протокол № 5) утвержден план по развитию ЕДДС муниципальных образований, направленный на решение ряда выявленных проблем.
2.2. По направлению системы-112
По данному направлению финансирование мероприятий полностью осуществляется за счет средств областного бюджета.
В настоящее время полностью сформирована и оснащена «пилотная» зона в составе Волосовского, Кировского и Приозерского муниципальных районов, «пилотная» зона переводится в режим опытной эксплуатации во 2 квартале 2017 года.
Межведомственная рабочая группа при Правительстве Ленинградской области 04.08.2016 (протокол № 1-08/2016) утвердила план ввода системы-112 в муниципальных образованиях (прилагается).
Результаты внедрения в «пилотной» зоне показали недостаточность подготовки операторов ЕДДС для работы с системой-112, в связи с чем рекомендуется обеспечить обучение операторов в ГАУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО, ЧС и ПБ Ленинградской области»
2.3. По направлению АПК «Безопасный город»
По данному направлению решаются две задачи:
-создание компонента видеонаблюдения правоохранительного сегмента;
– подготовка к созданию АПК «Безопасный город».
В 2014-2016 годах за муниципальными образованиями на условиях софинансирования с областным бюджетом созданы системы видеонаблюдения с выводом изображения в органы полиции и ЕДДС в 11 поселениях (Бокситогорский, Волосовский, Приозерский, Тихвинский, Гатчинский, Лодейнопольский, Волховский, Выборгский муниципальные районы). В 2017-2018 годах планируется создание систем в 9 поселениях.
При выполнении мероприятий следует обратить особое внимание на своевременное представление качественных документов для получения субсидии и отчетности. Комитет по связи и информатизации Ленинградской области участвует в подготовке технических заданий муниципальных контрактов и приемке результатов выполненных работ.
В рамках подготовки к созданию АПК «Безопасный город» Всеволожским муниципальным районом создана проектно-сметная документация, проведена экспертиза. К проблемным вопросам относятся отсутствие нормативной правовой базы, устанавливающей конкретные требования к АПК «Безопасный город», высокая стоимость его создания (более 360 млн.руб. для пилотного Всеволожского муниципального района).