ПРАВА ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Несмотря на то, что обязанность по обеспечению охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве возложена на прокурора, гражданам также важно знать о своих правах.
Статья 11 УПК РФ предусматривает обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обеспечивать возможность осуществления этих прав. В качестве конкретного случая можно назвать обязанность разъяснить доказательственное значение показаний, добровольно данных лицами, которые такие показания давать не обязаны, в частности супругом и близкими родственниками обвиняемого и подозреваемого. Факт разъяснения прав фиксируется в процессуальном документе (постановлении, специальном протоколе, протоколе следственного действия, протоколе судебного заседания). Неразъяснение участнику следственного действия его прав и обязанностей может повлечь признание доказательств, полученных в результате этого следственного действия, недопустимыми.
В статье 11 УПК РФ задекларированы правовые институты обеспечения личной безопасности участников уголовного судопроизводства и возмещения вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное преследование.
Меры безопасности применяются в отношении участников уголовного процесса, их родственников и близких лиц в ходе уголовного судопроизводства только в том случае, если имеется реальная угроза их жизни, здоровью или имуществу. К таким мерам безопасности относятся: изъятие из протокола следственного действия данных о личности свидетеля, потерпевшего, другого участника уголовного процесса (кроме обвиняемого) с указанием псевдонима; прослушивание и запись телефонных и иных переговоров по письменному заявлению данных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения; проведение опознания вне визуального наблюдения опознающего опознаваемым; осуществление закрытого судебного разбирательства; проведение допроса в суде без оглашения подлинных данных о личности допрашиваемого в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля (потерпевшего). Установлена возможность применения и иных мер безопасности, в первую очередь имеется в виду специальный Федеральный закон от 20.08.2004 №119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Вред, причиненный лицу незаконным применением меры пресечения, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, возмещается в специальном порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ под названием "Реабилитация".
Невозможно не обозначить права граждан, вытекающих из принципов уголовного судопроизводства.
В силу ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик при наличии соответствующих оснований и условий вправе обратиться за компенсацией нарушения данного права.
В соответствии со ст.118 Конституции Российской Федерации, правосудие осуществляется только судом, а согласно статье 47 Конституции, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Данное положение действует в судебных стадиях уголовного процесса.
В ст. 9 УПК РФ говорится не только об уважении чести и достоинства личности, но и о недопустимости создания опасности для жизни и здоровья лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Согласно ст.22 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.
Неприкосновенность жилища предусмотрена ст. 12 УПК РФ. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: "Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Однако, в указанной норме уголовно-процессуального закона речь идет не о том, что в уголовном судопроизводстве вообще не допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц, а о ситуациях, когда такое проникновение допускается в целях правосудия по уголовным делам, и о судебно-правовых гарантиях против произвольного, необоснованного проникновения.
Статьей 23 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту предусмотрено ст. 16 УПК РФ.
Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, в любой стадии путем разъяснения прав и привлечения к участию в деле переводчика должна быть предоставлена реальная возможность давать показания, выступать в суде, слушать судоговорение и знакомиться с письменными материалами уголовного дела на языке, которым он владеет.
Реализация закрепленного статьей 19 УПК РФ права на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя осуществляется посредством применения многочисленных правил, рассредоточенных по всему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Особое место среди них занимает глава 16 УПК, которая называется "Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство". Пересмотр приговора по жалобам участников уголовного процесса осуществляется в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, а также в порядке главы 49 УПК РФ, предусматривающей возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Ст. помощник прокурора И.В. Седова