МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУМСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ . Устойчивое развитие территории ИТМ ГО и ЧС

Cкачать: ms-word

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУМСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Устойчивое развитие территории

ИТМ ГО и ЧС

 

 

 

 

 

село Шум, 2014 г.

Оглавление

1. Общие сведения 4

2. Анализ возможных последствий воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на функционирование территории поселения. проектные решения по гражданской обороне 6

2.1. Обоснование категории объекта по гражданской обороне 6

2.2. Определение границ зон возможной опасности 6

2.3. Обоснование удаления объектов от категорированных по гражданской обороне объектов и городов, зон катастрофического затопления 7

2.4. Решения по системам оповещения гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 8

2.4.1. Общее описание основных принципов оповещения и информирования населения на проектируемой территории 9

2.4.2. Звуковое оповещение и информирование населения 10

2.4.3. Места размещения звуковых средств оповещения 11

2.5. Решения по светомаскировочным мероприятиям 11

2.6. Мероприятия по защите населения на проектируемой территории 13

2.7. Чрезвычайные ситуации природного характера 15

2.7.1. Опасные геологические процессы 15

2.7.2. Опасные гидрологические явления и процессы 16

2.7.3.Опасные метеорологические явления и процессы 16

2.7.4. Природные пожары 17

2.8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 19

2.8.1. Существующие источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера 19

2.8.2. Планируемые источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера 29

2.9. Предложения по территориальному планированию 29

3. Повышение устойчивости функционирования территории, защита и жизнеобеспечение населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера 30

3.1. Решения по пожаробезопасности 30

3.2. Решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории поселения 32

3.3. Решения по обеспечению беспрепятственного ввода и перемещения на проектируемой территории сил и средств ликвидации последствий аварии 32

3.4. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций 33

 

1. Общие сведения

Раздел «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» разработан в соответствии с действующими в Российской Федерации строительными нормами и правилами, государственными стандартами, а также законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании:

  1. Задания на подготовку проекта генерального плана муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области.
  2. Исходных данных и требований, выданных Главным управлением МЧС России по Ленинградской области от 14.06.2011 № 4938-2-5-3.

Подготовка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» велась в соответствии со следующими документами:

  1. «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» № 190 от 29.12.2004;
  2. «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 с изм. на 19.06.2007;
  3. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994 с изм. на 22.08.2004;
  4. «О безопасности» от 05.03.1992 с изм. на 24.12.1993;
  5. «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 с изм. на 29.12.2004;
  6. СП 11-112-2001 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований;
  7. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»;
  8. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1, введенным в действие 01.01.2001 постановлением Госстандарта России от 31.05.2000, № 148-ст);
  9. ГОСТ Р 22.0.05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;
  10. ГОСТ Р 22.0.06 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций»;
  11. ГОСТ Р 22.3.03 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;
  12. ГОСТ Р 22.6.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения»;
  13. ГОСТ Р 22.0.10-96 «Правила нанесения на карты обстановки о ЧС»;
  14. СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;
  15. ВСН ВК4-90 «Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях»;
  16. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  17. СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;
  18. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
  19. НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
  20. СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций»;
  21. СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»4;
  22. Совместный Приказ МЧС России, Мининформсвязи и Минкультуры России от 25.07.2006 №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»;
  23. Совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций».

2. Анализ возможных последствий воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на функционирование территории поселения. проектные решения по гражданской обороне

2.1. Обоснование категории объекта по гражданской обороне

В соответствии с «Исходными данными и требованиями для разработки инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, включаемых в задание на проектирование» ГУ МЧС России по Ленинградской области от 25.05.2010  №10-214-5088-идт, выданными для разработки настоящего раздела, определено, что территория муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области к группам территорий, категорированных по ГО, не отнесена.

2.2. Определение границ зон возможной опасности

Территория Шумского сельского поселения согласно СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» попадает в зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения), зону световой маскировки.

Мероприятия ИТМ ГО учитываются при согласовании заданий на проектирование строительства новых, реконструкцию существующих зданий и сооружений жилищного и промышленного назначения.

Непосредственный контроль за ходом строительства объектов ГО осуществляется при рассмотрении и согласовании органом местного самоуправления, совместно с органами управления ГОЧС муниципального образования Шумское сельское поселение, при разработке и согласовании планов гражданской обороны организаций.

К современным средствам поражения относятся:

  1. Оружие массового поражения;
  2. Высокоточное оружие;
  3. Обычные средства поражения.

В результате воздействия современных средств поражения могут создаваться зоны и очаги:

  1. Зоны опасного радиоактивного заражения местности;
  2. Зоны сплошных и местных завалов;
  3. Зоны сплошных и отдельных пожаров, очаги загораний.

По опыту прошедших и современных локальных войн, наиболее распространенным средством поражения городских объектов и сооружений являются обычные средства поражения: авиационные фугасные и зажигательные бомбы, артиллерийские снаряды.

В случае применения оружия массового поражения на проектируемой территории возможны массовые разрушения и повреждения зданий и сооружений на всей площади, и радиоактивное заражение территории. Разрушения, пожары и поражения населения происходят в результате действия ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения территории, а также воздействия электромагнитного импульса.

Очаги поражения в результате применения ОМП имеют некоторые особенности. Массовые разрушения жилых зданий и сооружений на проектируемой территории возникнут практически одномоментно, будут всеобъемлющими, по характеру поражения и крупными, по масштабам разрушений. Высота сплошных завалов (жилая застройка 4-6 этажей) может достигнуть 2 – 3,5 м.

На территории Шумского сельского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области объектов (организаций), категорированных по гражданской обороне и продолжающих производственную деятельность в военный период в настоящее время не расположено.

В соответствии с СП 11-112-2001 план “желтых линий” – граница зон возможных завалов жилых, общественных, промышленных, коммунально-складских и других зданий, расположенных вдоль городских магистралей и улиц, обеспечивающих проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, функционирование промышленной зоны (района) города в военное время.

Таблица 1. Зоны возможного распространения завалов

Тип застройки

Этажность здания, эт.

Высота здания, м

Зона возможного распространения завалов при уклоне 10 %

от протяженных сторон зданий, м

от торцевых сторон зданий, м

от зданий башенного типа, м

Малоэтажная застройка

2-3

6-9

3,9-5,9

3,3-4,9

Среднеэтажная застройка

4-6

12-18

7,8-11,7

6,6-9,9

 

Ширина не заваливаемой части принимается равной не менее 7 метрам.

2.3. Обоснование удаления объектов от категорированных по гражданской обороне объектов и городов, зон катастрофического затопления

На территории Шумского сельского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области объектов (организаций), категорированных по гражданской обороне и продолжающих производственную деятельность в военный период в настоящее время не расположено.

Проектируемая территория не попадает в зону возможного катастрофического затопления (СНиП 2.01.51-90).

Ограничения на размещение объектов на проектируемой территории требованиями СНиП 2.01.51-90 не устанавливаются.

2.4. Решения по системам оповещения гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Создание технических систем управления, проводного вещания, элементов Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга , подключения объектов к РАСЦО, создание сегментов региональной подсистемы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в проекте генерального плана муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области производится на основании:

  1. Требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  2. Совместного приказа МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», совместного приказа МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций»;
  3. Постановления Правительства Ленинградской области от 29.10.2002 № 195 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовых систем оповещения на объектах экономики, размещенных на территории Ленинградской области»;
  4. Исходных данных и требований Главного управления МЧС России по Ленинградской области № 10-214-5088-идт от 25.05.2010;

Для оповещения по сигналам ГО (сигналам оповещения ЧС) предусматривается использование звукового оповещения (радиотрансляционная сеть, громкоговорители, объектовые системы оповещения, сирены, абонентские радиоточки), визуального оповещения и оповещения при помощи системы кабельного телевидения. Система оповещения строится на базе:

  1. Оборудования и сети для приема программ вещания радиотрансляционной сети Ленинградского областного филиала ОАО «Северо-Западный Телеком»;
  2. Городской телефонной сети;
  3. Объектовых систем оповещения;
  4. Сетей приема эфирного, спутникового и кабельного телевидения.

2.4.1. Общее описание основных принципов оповещения и информирования населения на проектируемой территории

Оповещение и информирование населения на территории муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области включает доведение в сжатые сроки заранее установленных сигналов ГО, распоряжений и информации исполнительных органов государственной власти города и МЧС России.

Основной способ оповещения и информирования населения – передача речевых сообщений по сетям вещания.

В случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций оповещение населения производится с использованием РАСЦО Ленинградской области на всей территории муниципального образования Шумского сельского поселения в соответствии с единым порядком передачи сигналов или речевой информации оповещения:

  1. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации, включаются электромеханические сирены (электронные сирены), что означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!»;
  2. Передается речевое сообщение по сети проводного вещания Шумского сельского поселения, по каналам телевизионных и радиовещательных станций.

Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2-3-кратное повторение передачи речевого сообщения.

Для информирования и оповещения будут использоваться элементы региональной подсистемы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения

Основными способами доведения сигналов и информации оповещения до населения, находящегося на территории являются:

  1. Звуковые сигналы оповещения и речевая информация;
  2. Визуальное информирование.

По всей территории поселения предусматривается комплексное использование оборудования, средств оповещения и информирования РАСЦО Ленинградской области, радиотрансляционной сети Ленинградского областного филиала ОАО «Северо-Западный Телеком», элементов РП ОКСИОН, организаций с взаимным резервированием оборудования и линий управления.

Предусматривается применение следующих технических средств:

  1. Громкоговорители рупорные с декодером для оповещения на территории основных улиц (площадей) и магистралей;
  2. Громкоговорители рупорные без декодера для оповещения прилегающей территории объектов;
  3. Электромеханические сирены С-40, подключенные в РАСЦО с использованием блока управления по каналу Ethernet;
  4. Абонентские громкоговорители сети проводного вещания радиотрансляционной сети Ленинградского областного филиала для оповещения в помещениях объектов;
  5. Терминальные комплексы пунктов уличного информирования и оповещения населения РП ОКСИОН;
  6. Терминальные комплексы пунктов информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей РП ОКСИОН.

2.4.2. Звуковое оповещение и информирование населения

Основой для построения систем оповещения на территории поселения являются технические средства радиотрансляционной сети Ленинградского областного филиала ОАО «Северо-Западный Телеком».

Для доведения звуковых сигналов (сигнал «Внимание всем!» и речевые сообщения) до населения, находящегося на территории Шумского сельского поселения предполагается установка громкоговорителей и электромеханических сирен.

Для доведения звуковых сигналов (сигнал «Внимание всем!» и речевые сообщения) до населения, находящегося внутри зданий, расположенных на территории Шумского сельского поселения предполагается установка громкоговорителей в помещениях с постоянным пребыванием людей.

Основными средствами доведения звуковых сигналов оповещения внутри зданий являются:

  1. Абонентские радиоточки радиотрансляционной сети Ленинградского областного филиала ОАО «СЗТ» (технических условий ОАО «СЗТ» № Н-50/2010; технические условий на создание местной системы оповещения и сопряжения с РАСЦО Ленинградской области №100/ТУ от 17.06.10.);
  2. Громкоговорители, подключенные к мощностям объектовых систем оповещения;
  3. Громкоговорители, подключенные к мощностям систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре.

2.4.3. Места размещения звуковых средств оповещения

Размещение рупорных громкоговорителей с декодером производится на фасаде зданий в местах массового пребывания людей и на основных улицах в населенных пунктах муниципального образования Шумское сельское поселение. Количество и места размещения громкоговорителей определяется при разработке рабочей документации.

Подключение громкоговорителей осуществляется к проектируемым объектам от существующей распределительной фидерной линии от узла доступа сети проводного вещания АТС – село Шум, ул. Советская, дом 24,

Размещение абонентских громкоговорителей сети проводного вещания определяется на этапе разработки соответствующего раздела проектной документации систем связи проектируемых зданий на территории поселения в соответствии с требованиями ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий».

Размещение предусмотренных проектом электромеханических сирен С-40 производится в местах массового пребывания людей и в населенных пунктах муниципального образования Шумское сельское поселение. Количество и места размещения, способы прокладки кабелей, крепления сирены к кровле и размещения управляющего оборудования производится при разработке рабочей документации по данному проекту.

Уточнение мест установки рупорных громкоговорителей, подключенных к объектовым системам оповещения, размещение и расчет параметров самих систем оповещения производится при разработке систем оповещения проектируемых объектов с получением заключения по условиям присоединения к сети проводного вещания и РАСЦО населения ЛО.

2.5. Решения по светомаскировочным мероприятиям

Мероприятия по световой маскировке наружного освещения территории муниципального образования Шумского сельского поселения и внутреннего освещения зданий предусматриваются в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84 в двух режимах – частичного (ЧЗ) и полного (ПЗ) затемнения в установленные сроки. При этом режим ЧЗ рассматривается как подготовительный этап к введению режима ПЗ.

Для выполнения мероприятий световой маскировки на проектируемой территории предусматривается преимущественно электрический способ световой маскировки – частичное или полное отключение освещения.

Мероприятия по световой маскировке наружного освещения территории Шумского сельского поселения (улиц, дорог и внутриквартальных проездов) включаются в мероприятия по световой маскировке муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области.

Управление световой маскировкой наружного освещения осуществляется централизованно дежурным персоналом организаций электроснабжения телемеханическим или дистанционным способом по существующей схеме централизованного управления.

Управление мероприятиями светомаскировки существующих и проектируемых объектов капитального строительства предусматривается службами охраны.

Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения производится не более чем за 16 часов (п. 9.5 СНиП 2.01.51-90) и обеспечивает завершение подготовки к введению режима полного затемнения. При введении режима Ч3 освещение территорий открытых площадок, архитектурная подсветка зданий, осветительные приборы рекламного и витринного освещения отключаются от источников питания. При этом обеспечивается исключение возможности их местного включения. Внутреннее освещение снижается до уровней, предусмотренных СНиП В 11-1-81, отключением части светильников.

Одновременно предусматривается снижение уровней наружного освещения улиц, дорог и других объектов с нормируемыми значениями в обычном режиме средней яркости 0,4 кд/м2 или средней освещенности 4 лк и выше путем выключения части (до половины) светильников. Снижение освещенности улиц и дорог с нормируемыми величинами средней яркости 0,2 кд/м2 или средней освещенности 2 лк и ниже, пешеходных дорог, автостоянок и внутренних служебно-хозяйственных и пожарных проездов в режиме ЧЗ не предусматривается.

Световые знаки мирного времени (светотехнические знаки регулирования дорожного движения) не маскируются. Наружные светильники, устанавливаемые над входами (въездами) в здания, габаритные огни светового ограждения высотных сооружений в режиме частичного затемнения, не отключаются.

Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.

Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения осуществляется не более чем за 3 мин. (п. 9.6 СНиП 2.01.51-90).

В режиме ПЗ все наружное освещение, освещение общественных и производственных помещений, в которых не предусмотрено пребывании людей в темное время суток или прекращается работа по сигналу ВТ, выключается полностью.

Для световой маскировки оконных проемов помещений, где освещение не должно отключаться по условиям технологического процесса, применяются зашторивающие устройства из светонепроницаемого материала, предусмотренные п.п. 3.14, 3.19 и соответствующие требованиям п.п. 3.15 – 3.18 СНиП 2.01.53-84.

В местах проведения неотложных производственных, аварийно-спасательных и восстановительных работ предусматривается маскировочное стационарное или автономное освещение с помощью переносных осветительных фонарей, соответствующих требованиям п.п. 2.4 – 2.5 СНиП 2.01.53-84.

Световые знаки мирного времени (светотехнические знаки регулирования дорожного движения) выключаются. Электропитание указанных знаков включается в системы централизованного управления наружным и внутренним освещением.

В режиме полного затемнения городской наземный транспорт останавливается, его осветительные огни, а также средства регулирования движения выключаются.

2.6. Мероприятия по защите населения на проектируемой территории

Инженерная защита населения – комплекс мероприятий по обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС военного, природного и техногенного характера с целью предотвращения и максимального снижения его поражения (потерь).

Мероприятия инженерной защиты населения являются составной частью мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации в интересах обороны.

Укрытие населения в защитных сооружениях ГО (ЗС ГО) – основной способ защиты населения в условиях ЧС военного характера и один из способов его защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Укрытие населения в ЗС ГО осуществляется в тех случаях, когда, несмотря на применяемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровья людей, а использование других способов защиты невозможно или малоэффективно (нерационально).

Материальную основу любой системы инженерной защиты населения составляют созданные в процессе строительства объекты систем инженерной защиты населения: ЗС ГО, законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности, склады, архивы и полигоны для обеспечения проектирования, испытания, строительства и эксплуатации ЗС ГО.

По расположению и конструкции ЗС ГО могут быть встроенными и отдельно стоящими.

По срокам строительства ЗС ГО делятся на заблаговременно возводимые в мирное время и на быстровозводимые, строящиеся при угрозе нападения противника.

По степени защиты укрываемых от воздействия ударной волны убежища делятся на классы, а ПРУ в зависимости от степени ослабления радиации внешнего излучения и выдерживаемого избыточного давления воздушной ударной волны – на группы.

Убежища могут иметь вместимость от 150 до 3000 человек и более, а ПРУ от 75 до 300 человек.

В части оборудования системами воздухоснабжения убежища могут иметь либо два режима системы вентиляции (чистой вентиляции и фильтровентиляции), либо до­полнительно к ним – режим полной изоляции (с регенерацией внутреннего воздуха).

ЗС ГО делятся на используемые в интересах экономики и обслуживания населения и на неиспользуемые (радиационно- и химически опасных объектах).

По данным администрации Шумского сельского поселения на территории поселения отсутствуют продиворадиоционные укрытия.

На территорию муниципального образования Шумское сельское поселение организованы следующие приемные эвакуационные пункты (ПЭП):

Таблица 2. Перечень приемных эвакуационных пунктов

п/п

Объект расположения ПЭП

Количество принимаемого населения

1

МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теплый дом»

51

2

МОУ «Шумская СОШ»

112

3

МОУ «Шумская СОШ»

184

4

МУК «СКДЦ «Шум»

 

ПЭП приводятся в готовность в соответствии с разработанной и утвержденной руководителем ГО схемой, силами членов ПЭП. Руководители учреждений, на базе которых разворачиваются ПЭП, передают установленным порядком, во временное пользование, начальнику ПЭП, по ранее проведенному согласованию необходимые помещения, мебель, хозинвентарь, средства связи.

2.7. Чрезвычайные ситуации природного характера

Территория, на которой расположено муниципальное образование Шумское сельское поселение относится ко II-му климатическому району, подрайону В:

  1. Годовое количество осадков – 719 мм;
  2. Снеговая нагрузка – 180 кг/м2;
  3. Максимальная глубина сезонного промерзания глинистых и суглинистых грунтов – 1,45 м;
  4. Среднегодовая относительная влажность – 79 %.

Расчетные температуры наружного воздуха при проектировании отопления и вентиляции:

  1. Зимняя – минус 26 ºС;
  2. Летняя – плюс 20,6 ºС.

Нормативное значение ветрового давления – 0,3 кПа (30 кгс/м2).

Сейсмичность района – отсутствует.

В соответствии со СНиП 22-01-95 категория оценки сложности природных условий – простая, категория опасности природных процессов – умеренно опасные.

Планируемая территория находится вне зоны опасных сейсмических воздействий, сейсмичность района не превышает 5 баллов, выполнение норм проектирования, установленных СНиП 11-7-81 «Строительство в сейсмических районах» не требуется.

Опасные геологические процессы, вызывающие необходимость инженерной защиты сооружений и территории отсутствуют. При проектировании не требуется выполнение мероприятий, предусмотренных СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов».

2.7.1. Опасные геологические процессы

Основным видом опасных геологических процессов на территории Шумского сельского поселения является развитие карстовых явлений (малоактивный поверхностный карст), сопровождающихся разрушением структуры пород, перемещением (вымыванием) частиц породы, смещением (обрушением) пород, деформацией земной поверхности. При этом наибольшее развитие указанные явления получили на территории земель лесного фонда, свободных от существующей и планируемой застройки (жилой и производственной).

Проектом генерального плана Шумского сельского поселения не планируется строительство каких либо объектов на территориях, подверженных карстовым явлениям.

2.7.2. Опасные гидрологические явления и процессы

На территории поселения основными видами опасных гидрологических процессов и явлений являются подтопление территории за счет повышения уровня грунтовых вод и паводковые явления, вызванные спецификой гидрологического режима реки Сарья.

Подтопление

Подтопление за счет повышения уровня грунтовых вод на территории Шумского сельского поселения не наблюдается

Паводок

Паводковые явления наблюдаются на территории поселения, расположенной вблизи реки Саярья. В зону подтопления однопроцентным паводком реки Сарья попадает село Шум. Ориентировочная площадь территории населенных пунктов поселения, попадающая в зону подтопления однопроцентным паводком реки Сарья составляет 67,3 га, однако на указанной территории проживает лишь незначительное количество населения – 12 человек.

Для предотвращения паводковых явлений в границах населенных пунктов проектом генерального плана Шумского сельского поселения запланированы мероприятия по проведению берегоукрепительных работ на территории населенных пунктов, подверженных паводковым явлениям.

2.7.3.Опасные метеорологические явления и процессы

Учитывая климатический район, в котором расположено поселение, его территория подвержена воздействию различных метеорологических явлений и процессов, в том числе: сильному ветру, продолжительному дождю (ливню), сильному снегопаду, сильной метели, гололеду, граду, туману, заморозкам и грозе.

Сильный ветер

Учитывая воздействие сильного ветра, а именно ветрового потока, планировка территории осуществлялась исходя из требований к размещению производственных предприятий с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам.

Ветровая нагрузка, аэродинамическая нагрузка, вибрация, вызываемые сильным ветром, должны быть учтены при разработке документации по планировке территории и разработке проектной документации на строительство объектов капитального строительства. При этом учитывая воздействие сильного ветра проектом генерального плана Шумского сельского поселения была ограничена этажность застройки на территории поселения, которая согласно проектным мероприятиям составляет максимум 3 этажа (планируемые объекты).

Продолжительный дождь (ливень)

Воздействию такого явления как продолжительный дождь (ливень) подвержены территории всех населенных пунктов поселения.

Проектом генерального плана планируется строительство ливневой канализации на территории села Шум. Остальные населенные пункты поселения расположены, как правило, вдоль магистральных автомобильных дорог, оборудованных канавами для сбора и отвода поверхностного (в том числе ливневого) стока.

Сильный снегопад, сильная метель

Воздействию сильного снегопада и сильной метели подвержены территории всех населенных пунктов поселения.

Мероприятия по уборке снега описаны в разделе Анализ санитарной очистки территории, том «Устойчивое развитие территории».

Гололед

Гололеду подвержены все автомобильные дороги, расположенные в границах поселения.

Соответствующие мероприятия по защите территории поселения от негативного воздействия гололеда должны быть разработаны в рамках разработки программы работ соответствующих служб, на балансе которых содержаться такие дороги.

Иные явления и процессы

Также территория поселения подвержена воздействию тумана, града, заморозков, грозы, однако мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных указанными явлениями должны разрабатываться в рамках подготовки проектной документации на строительство объектов капитального строительства и документации по планировке территории.

2.7.4. Природные пожары

Учитывая то, что большая часть территории поселения занята лесами, то наиболее вероятным источником чрезвычайных ситуаций природного характера являются лесные пожары.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах включают в себя:

  1. Предупреждение лесных пожаров (пожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
  2. Мониторинг пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров;
  3. Разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров;
  4. Иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно указанному выше Постановлению перечисленные меры осуществляются:

  1. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
  2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
  3. Федеральным агентством лесного хозяйства – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  5. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, – в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Учитывая то, что все леса, расположенные в границах поселения произрастают на землях лесного фонда, то мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории поселения осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»

Указанные мероприятия подлежат учету в проекте генерального плана Шумского сельского поселения. При этом, согласно письму Комитета по природным ресурсам Ленинградской области № 01-7487/10-0-1 от 27.01.2011 (том «Исходно-разрешительная документация») мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, подлежащих учету в документах территориального планирования, не запланировано.

Тем не менее, в проекте генерального плана Шумского сельского поселения учтены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, осуществляемые за счет местного бюджета, включающие в себя строительство пожарных водоемов, содержащих необходимый объем воды для обеспечения локализации пожаров, которые могут быть использованы для предотвращения и тушения лесных пожаров, а также строительство на первую очередь подразделения пожарной охраны в целях обеспечения нормативного времени приезда подразделений пожарной охраны к объектам пожарной охраны.

2.8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Согласно п. 3.4 «Исходных данных и требований для разработки инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, включаемых в задание на проектирование» ГУ МЧС России по Ленинградской области от 09.06.2011  №11-217-5673 итд, выданными для разработки настоящего раздела, определено, что на территории Шумского сельского поселения потенциально опасных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций не расположено.

Анализ опасности близлежащих к рассматриваемой территории потенциально опасных промышленных объектов и объектов транспорта показал, что к потенциально опасным объектам, аварии на которых могут стать причиной ЧС на проектируемой территории, следует отнести предприятия по переработке древесины, склад ГСМ, АЗС, участки автомобильных и железных дорог, магистральных газопроводов.

2.8.1. Существующие источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Предприятие по переработке древесины (село Шум)

Учитывая незначительные производственные мощности рассматриваемого предприятия основным поражающим фактором на таком объекте является физическое воздействие от пожара на объекте. В настоящее время потенциальные пожароопасные объекты удалены от объектов жилой застройки на расстояние, обеспечивающее безопасность населения.

При этом согласно проекта генерального плана Шумского сельского поселения предприятие по обработке древесины удалено от существующей и планируемой жилой застройки на расстояние более 100 м.

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых может являться рассматриваемое предприятие по переработке древесины, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства.

Склад ГСМ (село Шум)

На складе ГСМ возможны следующие причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

  1. Розлив ЛВЖ без последующего возгорания;
  2. Розлив ЛВЖ с последующим их возгоранием;
  3. Розлив ЛВЖ с последующим взрывом паров.

К основным поражающим факторам рассматриваемых чрезвычайных ситуаций относится тепловое излучение горящих разлитий и воздушная ударная волна при взрывах топливовоздушных смесей (ТВС).

Прогнозирование возможных последствий производилось с использованием методик ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования» на основании:

  1. Метода расчета интенсивности теплового излучения при пожарах проливов ЛВЖ и ГЖ.
  2. Метода расчета параметров волны давления при сгорании газопаровоздушных смесей в открытом пространстве.
  3. Метода расчета параметров испарения горючих не нагретых жидкостей и сжиженных углеводородных газов.

В качестве сценариев аварийных ситуаций и возможных вариантов их развития, выбраны следующие:

Сценарий № 1: практически мгновенный выход нефтепродуктов из емкости объемом 30 м3 (100 %), образование пролива ЛВЖ, испарение ЛВЖ без возгорания.

Сценарий № 2: практически мгновенный выход нефтепродуктов из емкости объемом 30 м3 (100 %), образование пролива ЛВЖ + наличие источника зажигания, пожар пролива.

Сценарий № 3: практически мгновенный выход нефтепродуктов из емкости объемом 30 м3 (100 %), образование пролива ЛВЖ, испарение ЛВЖ с поверхности пролива, образование взрывоопасной паровоздушной смеси + наличие источника зажигания, взрыв.

Сценарии с частичным выбросом вещества 10 % и 30 % аналогичны рассматриваемым. Справочные данные и модели расчетов приведены в указанных выше методиках.

 

Таблица 3. Результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов

п/п Параметр

Пожар пролива

Бензин (25 т)

Пожар пролива

1

Разрушение соседних емкостей (зона безвозвратных потерь), м

11

2

Воспламенение деревянных конструкций (зона санитарных потерь), м

13

3

Безопасное для объектов расстояние (зона косвенных поражений персонала), м

22

Взрыв вторичного облака ГПВС (зоны поражения ударной волной, м)

4

Зона полных разрушений (безвозвратных потерь), А

53

5

Зона сильных разрушений (безвозвратных потерь), В

64

6

Зона средних разрушений (безвозвратных потерь), С

108

7

Зона слабых разрушений (санитарных потерь), D

172

8

Зона расстекления (косвенных потерь), E

862

9

Средние частоты аварий в год

10-6

 

При этом, территория склада ГСМ удалена от территории существующей и планируемой жилой застройки на расстояние более 100 м.

С учетом местоположения склада ГСМ в границу зоны поражения не попадает жилая застройка.

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых может являться рассматриваемый склад ГСМ, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства.

АЗС (вблизи деревни Горгала)

На АЗС возможны следующие причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

  1. Розлив ЛВЖ без последующего возгорания;
  2. Розлив ЛВЖ с последующим их возгоранием;
  3. Розлив ЛВЖ с последующим взрывом паров.

К основным поражающим факторам рассматриваемых чрезвычайных ситуаций относится тепловое излучение горящих разлитий и воздушная ударная волна при взрывах топливовоздушных смесей (ТВС).

Прогнозирование возможных последствий производилось с использованием методик ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования» на основании:

  1. Метода расчета интенсивности теплового излучения при пожарах проливов ЛВЖ и ГЖ.
  2. Метода расчета параметров волны давления при сгорании газопаровоздушных смесей в открытом пространстве.
  3. Метода расчета параметров испарения горючих ненагретых жидкостей и сжиженных углеводородных газов

В качестве сценариев аварийных ситуаций и возможных вариантов их развития, выбраны следующие:

Сценарий № 1: практически мгновенный выход нефтепродуктов из емкости объемом 30 м3 (100 %), образование пролива ЛВЖ, испарение ЛВЖ без возгорания.

Сценарий № 2: практически мгновенный выход нефтепродуктов из емкости объемом 30 м3 (100 %), образование пролива ЛВЖ + наличие источника зажигания, пожар пролива.

Сценарий № 3: практически мгновенный выход нефтепродуктов из емкости объемом 30 м3 (100 %), образование пролива ЛВЖ, испарение ЛВЖ с поверхности пролива, образование взрывоопасной паровоздушной смеси + наличие источника зажигания, взрыв.

Сценарии с частичным выбросом вещества 10 % и 30 % аналогичны рассматриваемым. Справочные данные и модели расчетов приведены в указанных выше методиках.

Таблица 4. Результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов

п/п

Параметр

Пожар пролива

Бензин (25 т)

Пожар пролива

1

Разрушение соседних емкостей (зона безвозвратных потерь), м

11

2

Воспламенение деревянных конструкций (зона санитарных потерь), м

13

3

Безопасное для объектов расстояние (зона косвенных поражений персонала), м

22

Взрыв вторичного облака ГПВС (зоны поражения ударной волной, м)

4

Зона полных разрушений (безвозвратных потерь), А

53

5

Зона сильных разрушений (безвозвратных потерь), В

64

6

Зона средних разрушений (безвозвратных потерь), С

108

7

Зона слабых разрушений (санитарных потерь), D

172

8

Зона расстекления (косвенных потерь), E

862

9

Средние частоты аварий в год

10-6

 

При этом территория АЗС удалена на расстояние более 100 метров от существующей жилой застройки.

С учетом местоположения АЗС в границу зоны поражения не попадает жилая застройка.

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых может являться рассматриваемая АЗС, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства.

Магистральный газопровод

К основным поражающим факторам рассматриваемой чрезвычайной ситуации относится тепловое излучение горящего газа и воздушная ударная волна при взрывах газовоздушных смесей (ГВС), при этом, как правило, рассматриваются три основных сценария:

  1. Образование воздушных волн сжатия за счет расширения в атмосфере природного газа, выброшенного под высоким давлением из объема разрушившейся части газопровода с воздействием избыточного давления и импульса, разлет фрагментов трубы и обломков грунта;
  2. Образование огненного шара на начальной стадии истечения газа из разрушенного трубопровода (не более 1 минуты после разрушения), с воздействием теплового поля;
  3. Горение факела с воздействием теплового поля от пламени, образованного горением высокоскоростных струй газа, истекающих из разрушенной части газопровода.

Согласно имеющейся практике эксплуатации магистральных газопроводов определены параметры основных поражающих факторов указанной чрезвычайной ситуации.

В соответствии с первым сценарием возникающая волна сжатия не несет опасности для человека, оказавшегося на расстоянии более 50 метров от места аварии и не способна вызвать каких либо разрушений зданий.

Ориентировочная зона поражения окружающей среды при поступлении горящего газа в открытое пространство составляет 150 метров. При этом, в соответствии с проектом генерального плана Шумского сельского поселения, магистральный газопровод находиться на расстояние более 300 метров от существующей и планируемой жилой застройки .

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться магистральный газопровод, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства.

Автомобильный транспорт

При транспортировке ЛВЖ автотранспортом возможно возникновение чрезвычайных ситуаций:

  1. Розлив ЛВЖ без возгорания;
  2. Розлив ЛВЖ с последующим их возгоранием;
  3. Розлив ЛВЖ с последующим взрывом паров.

К основным поражающим факторам рассматриваемых ЧС относится тепловое излучение горящих разлитий и воздушная ударная волна при взрывах топливовоздушных смесей (ТВС).

Прогнозирование возможных последствий производилось с использованием методик ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования»:

  1. Метода расчета интенсивности теплового излучения при пожарах проливов ЛВЖ и ГЖ.
  2. Метода расчета параметров волны давления при сгорании газопаровоздушных смесей в открытом пространстве.
  3. Метода расчета параметров испарения горючих ненагретых жидкостей и сжиженных углеводородных газов

В качестве сценариев аварийных ситуаций и возможных вариантов их развития, выбраны следующие:

Сценарий № 1.3.1: практически мгновенный выход нефтепродуктов из автоцистерны объемом 30 м3 (100 %) образование пролива ЛВЖ испарение ЛВЖ без возгорания.

Сценарий № 1.3.2: практически мгновенный выход нефтепродуктов из автоцистерны объемом 30 м3 (100 %) образование пролива ЛВЖ + наличие источника зажигания пожар пролива.

Сценарий № 1.3.3: практически мгновенный выход нефтепродуктов из автоцистерны объемом 30 м3 (100 %) образование пролива ЛВЖ испарение ЛВЖ с поверхности пролива образование взрывоопасной паровоздушной смеси + наличие источника зажигания взрыв.

Сценарии с частичным выбросом вещества 10% и 30 % аналогичны рассматриваемым, таблица 2 Справочные данные и модели расчетов приведены в указанных выше методиках.

Таким образом, в зону поражения попадает около 300 человек.

Проектом Генерального плана Шумского сельского поселения определены территории для обустройства зон санитарных разрывов от объектов автомобильного транспорта.

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться автомобильные дороги, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства.

Железнодорожный транспорт

При оценке возможной обстановки приняты наихудшие (максимально возможные) последствия аварий. Ниже рассмотрены возможные аварийные ситуации, при которых происходит истечение опасного вещества вследствие полного разрушения единичной емкости транспортировки.

В качестве вероятных чрезвычайных ситуаций техногенного характера при авариях на железнодорожном транспорте рассматриваются:

  1. Воспламенение (взрыв) паров ЛВЖ (ГЖ) или СУГ в результате воздействия статического электричества или разгерметизации емкости транспортировки;
  2. Горение пролива ЛВЖ (ГЖ) или СУГ при разгерметизации емкости транспортировки.

Основными причинами, приводящими к разгерметизации емкостей транспортировки могут стать:

  1. Нарушение прочности;
  2. Внешнее механическое повреждение;
  3. Ошибка персонала;
  4. Воздействие природно-климатических факторов.

Нарушение прочности может быть вызвано заводскими дефектами, хрупкостью металла, физическим износом, температурной деформацией, коррозионными процессами.

Внешние механические повреждения возможны вследствие удара, опрокидывания и воздействия поражающих факторов техногенных аварий.

К воздействиям природного характера можно отнести:

  1. Грозовые разряды и разряды статического электричества;
  2. Гололед, снежные заносы, аномальное понижение (повышение) температуры воздуха.

На основе анализа причин возникновения и факторов, определяющих исход аварий, учитывая особенности технологических процессов, свойства и периодичность транспортировки опасных веществ, можно выделить следующие типовые сценарии аварии:

Сценарий 1 (С1) – горение пролива: разгерметизация емкости транспортировки выброс ЛВЖ (ГЖ) или СУГ возгорание пролива при наличии источника инициирования горение пролива поражение объектов и людей тепловым излучением.

Сценарий 2 (С2) – горение пролива и взрыв емкости: разгерметизация емкости транспортировки выброс ЛВЖ (ГЖ) или СУГ возгорание пролива при наличии источника инициирования горение пролива взрыв паров в емкости транспортировки поражение объектов и людей тепловым излучением и ударной волной.

Помимо сценариев С1 и С2, исходя из условий транспортировки опасных грузов, при оценке возможной обстановки на железнодорожных линиях, рассматривается сценарий развития аварии с эффектом «ДОМИНО».

Сценарий 3 (С3) – разрушение рядом расположенных емкостей (эффект ДОМИНО): нагрев содержимого емкости транспортировки в результате пожара выброс перегретого вещества взрыв расширяющихся паров вскипающей жидкости с образованием огненного шара поражение объектов и людей тепловым излучением и ударной волной.

Определение поражающих факторов проводилось в соответствии с методиками:

  1. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования» ГОСТ р 12.3.047-98;
  2. «Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий», книга 2, МЧС России, 1994 год;
  3. «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ 09-540-03;
  4. «Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей» РД 03-409-01.

Масса опасных веществ, способных участвовать в идентифицированных сценариях аварий, возможных на железнодорожном транспорте, оценивалась на основе анализа технологии и режимных параметров обращения с опасными жидкостями. При расчетах выбирался наиболее неблагоприятный вариант аварий, в котором участвует наибольшее количество веществ.

I. Разгерметизация емкостей транспортировки ЛВЖ (ГЖ).

С1. Пожар пролива – из разрушенной емкости вытекает и участвует в горении 100 % опасного вещества. Сброс ЛВЖ (ГЖ) происходит при свободном растекании в сторону железобетонных лотков по обеим сторонам путей.

С2. Взрыв ТВС – из разрушенной емкости вытекает и участвует в горении 80 % опасного вещества. При нахождении емкости в очаге пожара возможен взрыв 20 % ЛВЖ (ГЖ), оставшейся в емкости. При этом во взрыве участвует от 10 % до 30 % оставшейся ЛВЖ (ГЖ).

II. Развитие аварии с эффектом «ДОМИНО».

С3 – замкнутая емкость транспортировки находится в очаге пожара пролива, возникшего в результате разгерметизации соседней емкости. При воздействии теплового излучения пожара пролива происходит нагрев содержимого до температуры, существенно превышающей нормальную температуру кипения, с соответствующим повышением давления. За счет нагрева емкости транспортировки уменьшается предел прочности материала стенок цистерны. В результате происходит разрыв резервуара с образованием огненного шара и возникновением волн давления. Наиболее опасной аварией считается авария с находящейся в очаге пожара емкости транспортировки СУГ.

Таблица 5. Параметры зон поражения при авариях с ЛВЖ (ГЖ) и СУГ

Наименование вещества

ЛВЖ (ГЖ)

Кол-во, (т)

Горение пролива (сценарий 1)

Площадь растекания,

2)

Безопасное расстояние для человека в брезентовой одежде, (м)

Ожог 1-й степени через 6–8 с,

(м)

Бензин

52

975

35

28

Диз. топливо

52

975

32

23

СУГ (пропан)

24

440

32

20

Таблица 6. Параметры зон поражения при развитии аварии (сценарий 2)

Наименование вещества

ЛВЖ (ГЖ)

Кол-во, (т)

Взрыв емкости транспортировки (сценарий 2)

Разрушения зданий (м)

Поражение людей (м)

RПР

RСР

RСрР

RСлабР

RРасст

1%

10%

50%

90%

99%

Бензин

10,4/3,12

24,8

42,2

67,0

79,4

500

55

50

45

40

35

Диз. топливо

10,4/3,12

24,8

42,2

67,0

79,4

300

55

50

45

40

35

СУГ- пропан

4,8/1,44

20

34

57,8

98,3

400

60

50

40

35

30

 

Таблица 7. Параметры зон поражения при развитии аварии с эффектом «ДОМИНО» (сценарий 3)

Параметр

Пропан, 24 т

огненный шар

волна давления

Диаметр огненного шара, м

159

Время существования огненного шара, с

110

Диаметр очага пожара, м

238

Площадь очага пожара, м2

44 455

Периметр очага пожара, м

747

Радиус зоны получения ожога III степени, м

304

Радиус зоны получения ожога II степени, м

570

Граница зоны полных разрушений RПР, м

195

Граница зоны сильных разрушений RСР, м

230

Граница зоны средних разрушений RСрР, м

280

Граница зоны слабых разрушений RСлабР, м

291

Граница зоны расстекления RРасст, м

1000

 

Проектом Генерального плана Шумского сельского поселения определены территории для обустройства зон санитарных разрывов от объектов железнодорожного транспорта, а развитие жилых территорий, планируется на удалении от таких объектов.

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться железные дороги, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства.

2.8.2. Планируемые источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Проектом генерального плана Шумского сельского поселения планируется создание зоны, на которых будут размещены объекты, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера: производственная зона к югу-западу от села Шум, общей ориентировочной площадью 139 га (предусматривает размещение производственных предприятий до 1 класса опасности), При этом проектными мероприятиями предусмотрено удаление указанных производственных зон от территорий планируемой и существующей жилой застройки на расстояние не менее размера санитарно-защитной зоны устанавливаемой для предприятий соответствующего класса опасности, а также обустройство таких санитарно-защитных зон, в том числе путем посадки (сохранения) зеленых насаждений.

Проектом генерального плана предусматривается резервирование земельного участка для размещения станции перегруза твердых бытовых отходов для нужд муниципального образования Шумское сельское поселение в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами в зоне П4 (зона промышленных предприятий IV-го класса опасности), находящейся к востоку от села Шум. Подъезд к зоне осуществляется от автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Лаврово-Шум-Ратница».

Другие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться планируемые производственные зоны, должны быть разработаны при подготовке документации по планировке соответствующей территории и разработке проектов строительства объектов капитального строительства

2.9. Предложения по территориальному планированию

 

Таблица 2. Предложения по территориальному планированию

Задачи территориального планирования

Предложения по территориальному планированию

Обеспечение инженерной подготовки существующих и вновь осваиваемых территорий

Строительство сооружений для защиты от подтопления территорий в селе Шум, прилегающих к руслу реки Сарья в

Мелиорация вновь осваиваемых территорий, включаемых в границы поселка Концы

Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Строительство системы оповещения населения по сигналам ЧС

Организация сборных эвакуационных пунктов в селе Шум

Предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности

Строительство подразделения пожарной охраны в селе Шум

Строительство пожарных водоемов в населенных пунктах Шумского сельского поселения

Организация гражданской обороны

Строительство защитных сооружений ГО в селе Шум

 

3. Повышение устойчивости функционирования территории, защита и жизнеобеспечение населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера

3.1. Решения по пожаробезопасности

Планировочные решения проекта обеспечивают своевременную эвакуацию населения и их защиту от опасных факторов пожара в соответствии со СНиП 21-01-97*.

Для снижения пожароопасности селитебной территории в рамках Проекта генерального плана муниципального образования Шумское сельское поселение, предусмотрены следующие мероприятия:

Перечень мероприятий по снижению пожарной опасности на территории муниципального образования Шумское сельское поселение.

  1. Градостроительные мероприятия по формированию в рамках внутриквартальной застройки сооружений близких типов огнестойкости, взрыво и пожароопасности.
  2. Соблюдение нормативных противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями;
  3. Возведение проектируемых зданий и сооружений из несгораемых материалов;
  4. Устройство противопожарных стен в составе зданий с несколькими пожарными отсеками (сблокированные дома, секционная застройка, встраиваемые и частично пристраиваемые общественные сооружения);
  5. Обеспечение зданий и сооружений, а также застраиваемых территорий противопожарным водоснабжением;
  6. Снос ветхих и аварийных зданий;
  7. Реконструкция ветшающих зданий;
  8. Своевременная реконструкция, ремонт и обслуживание сетей энергоснабжения;
  9. Комплексное благоустройство территории селитебной территории с обеспечением проездов для пожарных машин к зданиям и сооружениям, согласно действующим нормативам;
  10. Установка систем пожарного оповещения и пожарной сигнализации в существующие и вновь возводимые здания и сооружения;
  11. Установка систем пожаротушения;
  12. Устройство пожарных водоемов в местах
  13. Перевод потребителей сжиженного газа на централизованное водоснабжение природным газом (в рамках комплексной программы ОАО «Леноблгаз» по газификации территории муниципального образования Шумское сельское поселение.

На территории села Шум существует наружная водопроводная сеть с пожарными гидрантами отсутствует. Перечень водоёмов для наружного противопожарного водоснабжения на территории поселения по данным администрации муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области не представлен.

В настоящее время на территории поселения по данным администрации муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области не функционирует подразделение пожарной охраны.

Для обеспечения пожарной и взрывопожарной безопасности муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области при реализации проектных предложений Генерального плана:

  1. Планировку и застройку территорий указанных функциональных зон вести в соответствии с:

а. Генеральным планом муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области;

б. Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

в. другими нормативными документами, которые не противоречат указанному Федеральному закону;

  1. Обеспечить устройство источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  2. Разместить необходимое количество подразделений пожарной охраны.

В случае реализации мероприятий Генерального плана Шумского сельского поселения, требуется размещение подразделений пожарной охраны.

3.2. Решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории поселения

Эвакуация населения с территории муниципального образования Шумское сельское поселение предусматривается железнодорожным, автомобильным транспортом или в пеших колоннах с использованием внутриквартальной улично-дорожной сети, существующих и проектируемых автомобильных дорого, которые обеспечивают вывод потоков эвакуируемых с территории поселения в двух направлениях.

Маршруты для эвакуации населения выбираются с учетом плана «желтых» линий и обеспечивающих вывод эвакуируемых в безопасные зоны.

Расстояния от зданий, расположенных вдоль улиц, соответствуют нормативной зоне их возможных завалов и ширины, не заваливаемой части дорог в пределах «желтых» линий (п. 3.24 СНиП 2.01.51-90).

Система зеленых насаждений и не застраиваемых территорий вместе с сетью магистральных улиц обеспечивает свободный выход населения из зоны возможного разрушения.

3.3. Решения по обеспечению беспрепятственного ввода и перемещения на проектируемой территории сил и средств ликвидации последствий аварии

Для беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемой территории сил и средств ликвидации последствий ЧС генеральным планом предусматриваются автомобильные и железнодорожные пути. Также предусматриваются автомобильные подъездные пути к железнодорожным станциям – пунктам посадки/ высадки эвакуируемого населения.

Проезд спецтехники предусмотрен вдоль фасадов зданий, по внутриквартальным проездам с твердым покрытием.

Ширина местных проездов для специальных машин соответствует требованиям СНиП 2.07.01-97 и обеспечивает свободный доступ и беспрепятственное продвижение к объекту аварийно-спасательных сил и средств.

Для наружного пожаротушения на территории города через каждые 500 м береговой полосы и водоемов предусматривается устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем тремя автомобилями одновременно.

Ввод на территорию сил и средств ликвидации ЧС предусматривается с магистралей устойчивого функционирования.

3.4. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций

Таблица 3. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций*

Мероприятия по территориальному планированию

Характеристика

Единца измерения

Количество единиц

Этап территориального планирования

Строительство сооружений для защиты от подтопления территорий прилегающих к руслу реки Сарья

протяженность сооружений

погонный метр

3200

Первая очередь

Строительство системы оповещения населения по сигналам ЧС

количество охватываемых системой населенных пунктов

населенный пункт

29

Первая очередь

Организация сборного эвакуационного пункта в селе Шум

площадь помещения

кв. м

1 200

Расчетный срок

Строительство подразделения пожарной охраны в селе Шум

количество машин

машина

2

Первая очередь

Строительство защитного сооружения ГО в селе Шум

площадь помещения

кв. м

600

Расчетный срок

Строительство защитного сооружения ГО в поселке Концы

площадь помещения

кв. м

400

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревня Бабаново

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Валдома

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

поселке при железнодорожной станции Войбокало

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Войбокало

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Войпала

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Гнори

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Горгала

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Горка

емкость водоема

куб. м

2 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревня Дусьево

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Канзы

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Карпово

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Койчала

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Концы

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в поселке Концы

емкость водоема

куб. м

3 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в поселке при железнодорожной станции Новый Быт

емкость водоема

куб. м

2 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Овдакало

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Падрила

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Пейчала

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Пиргора

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Ратница

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Речка

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Рындела

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Сибола

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Сопели

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Терёбушка

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Тобино

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в деревне Феликсово

емкость водоема

куб. м

1 000

Первая очередь

Строительство пожарного водоема в селе Шум

емкость водоема

куб. м

3 000

Первая очередь

Резервирование земельного участка для размещения станции перегруза твердых бытовых отходов в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами

площадь

га

0,6

Первая очередь

* финансирование мероприятий по размещению объектов производится в федерального и регионального бюджета.

 

 

 

 

 

Перечень сокращений

 

АТС – автоматическая телефонная станция;

ГО – гражданская оборона;

ГВС – газовоздушная смесь;

ГПВС – газопаровоздушная смесь;

ДПД – добровольная пожарная дружина;

ЗС ГО – защитные сооружения гражданской обороны;

ИТМ ГО – инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

ЛВЖ и ГЖ – легковоспламеняющаяся жидкость и горючие жидкости;

ОМП – оружие массового поражения;

ПРУ – противорадиационные укрытия;

ПЭП – приемные эвакуационные пункты;

РАСЦО – региональная автоматизированная система централизованного оповещения;

РП ОКСИОН – региональной подсистемы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;

ТВС – топливовоздушная смесь;

ЧС – чрезвычайная ситуация;

ЭМИ – электромагнитный импульс.